Разные мнения
Вице-премьер Александр Новак в интервью РБК выразил уверенность, что проект будет реализован. Уверенности, по его словам, придает и тот факт, что «Северный поток — 2» поддерживают европейские государства и компании.
Правда одна из таких компаний, норвежская DNV GL, отказалась выдать газопроводу сертификат соответствия, необходимый для начала его работы. В заявлении компании указано, что все мероприятия по проверке трубопроводной системы «Северного потока — 2» прекращены до тех пор, пока санкции США остаются в силе.
А на днях палата представителей и сенат конгресса США преодолели вето президента Дональда Трампа, который он наложил на закон об оборонном бюджете. В него были включены и санкции в отношении газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Впрочем вето Трампа связано было с другими причинами, а вовсе не с санкциями.
Скорее всего, достроят. А дальше?
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков полагает, что строительство газопровода будет закончено.
«Риски того, что не будет достроен, всё-таки есть, но они не такие большие. Я думаю, что, скорее всего, строительство будет завершено. США ввели запрет в декабре 2019 года на оказание услуг по строительству «Северного потока — 2». И это отдалило практически на год запуск газопровода, потому что швейцарская компания Allseas ушла из проекта, забрала свои судна-трубоукладчики в декабре 2019 года”, — напомнил он.
«Фактически весь год «Газпром» готовился к тому, чтобы достраивать собственными силами. И в декабре он начал это делать. Он построил участок в немецкой акватории. И сейчас будет строить в датской акватории, в основном именно там недостроенные маршруты находятся», — сказал эксперт «Правде.Ру».
Он напомнил, что достроить надо примерно 130-140 километров газопровода.
Что касается санкций в оборонном бюджете США, то они, по словам Игоря Юшкова, «по сути конкретизирующие, там нет каких-то новшеств, просто говорится о том, что конкретно нельзя делать в рамках строительства».
При этом в палате представителей и сенате находятся несколько законопроектов, которые предусматривают санкции не на этапе строительства, а на этапе ввода в эксплуатацию, напомнил Игорь Юшков.
По его мнению, вопрос в том, когда эти законопроекты будут приняты.
«Вопрос лишь в сроках и конечной формулировке. Потому что сейчас европейцы активно лоббируют свои интересы, пытаются из этих законопроектов вычеркнуть всё, что касается запуска и обслуживания. Потому что в этом случае уже европейские компании-регуляторы попадут под ограничения. И этого европейцы хотят не допустить. Но я думаю, что именно строительство всё-таки будет завершено», — сказал «Правде.Ру» эксперт.