Финансовый рынок страны удивила информация о том, что «Промсвязьбанку» (ПСБ) предоставлен межбанковский кредит в объёме порядка 150 млрд рублей, без обеспечения и каких-либо гарантий, в ситуации, когда банк находится в предбанкротном состоянии. В экспертном сообществе и СМИ это вызвало разговоры о предвзятом подходе ЦБ к банкам и очевидно коррупционной составляющей в действиях его топ-менеджеров.
Отечественное информационное поле то и дело сотрясается от громких банковских скандалов. Среди российских изданий сегодня проходит своего рода состязание, главной целью которого является угадать, какой из банков, не сегодня-завтра лишится своей лицензии, а какой из них будет помилован.
И герой повестки финансового года — федеральный регулятор, вернее, целый ряд его высокопоставленных должностных лиц, на фоне которых выделяются, прежде всего, фигуры первого заместителя председателя ЦБ РФ Дмитрия Тулина, курирующего банковский надзор, и зампреда ЦБ Василия Поздышева. После преференций Промсвязьбанку эксперты заговорили о том, что эти топ-менеджеры ЦБ могут оказаться участниками громкого коррупционного скандала.
Именно от воли и, возможно, расположения духа этих ключевых топ-менеджеров ЦБ сегодня зависит судьба сотен российских финансовых учреждений вместе с судьбами миллионов их вкладчиков.
На практике все выглядит весьма прозаично. Судить об этом можно на примере недавних скандалов вокруг многочисленных банкротств крупнейших банков страны, для которых Центральный банк разработал новый механизм поддержки, через Фонд консолидации банковского сектора.
После запуска нового механизма столпы отечественной банковской реформы — Эльвира Набиуллина, Дмитрий Тулин, Василий Поздышев заверяли, что исключений не будет. Кроме единственного — отзыва лицензий. Но что получилось в реальности? В итоге у «Югры» лицензию отозвали, и в ЦБ отказались рассматривать любые альтернативы для владельцев банка. Преодолели даже попытку Генпрокуратуры поставить под сомнение действия регулятора.
Затем под действие нового механизма санации — через Фонд консолидации банковского сектора — сначала попал банк «Открытие» Вадима Беляева, Вагита Алекперова, Александра Мамута и Леонида Федуна, а за ним и Бинбанк Михаила Шишханова и Михаила Гуцериева. Акционеры этих банков, весьма известные и влиятельные в российском бизнес-сообществе люди, предлагали альтернативные возможности, но все их предложения и возражения были проигнорированы.
Но, видимо, правы те, кто говорит, в России чиновники из любого правила могут сделать исключение. Среди равных бизнесменов всегда найдутся более равные (казалось бы, причем здесь коррупция?). Как на днях стало известно, универсальный подход оказался не применим к «Промсвязьбанку» братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых, еще одному игроку из четырех ранее заявленных в известном письме представителя «Альфа-капитал».
«Совсем недавно Промсвязьбанку был предоставлен, похоже, вряд ли чем обеспеченный межбанковский кредит в объеме 150 млрд рублей, — сообщает в своем блоге известный экономист Михаил Хазин. Причем в противоречие с утвержденными правилами и нормативами этот кредит предоставлен не на пару дней, а на 2-3 месяца с возвратом аж после Нового года», — утверждает Хазин.
По словам эксперта, Центробанк, с одной стороны, создает ситуацию, при которой для нормальных банков сфера работы сужается (успешных предприятий становится все меньше, в том числе, потому, что они не могут конкурировать с иностранными конкурентами, у которых есть доступ к дешевым кредитам), с другой — активно поощряет спекулянтов.
«В общем, получается, Промсвязьбанку — всё, а остальным — закон, -комментирует ситуацию Михаил Хазин. — Правда, ряд телеграмм-каналов на днях «слили» информацию про возможный отзыв лицензии у Промсвязьбанка», однако такой вброс можно рассматривать и как просто попытку хоть как-то прикрыть неловкую ситуацию, в которую попал ЦБ РФ со своей более чем подозрительной избирательной политикой».
Как пишет эксперт, руководители Центробанка даже не потрудились разъяснить, почему они предпочли поддержать Промсвязьбанк с помощью межбанковских кредитов, а не поддержать его, например, через Фонд консолидации банковского сектора, в результате чего его владельцы могли бы потерять контроль над своим банковским учреждением.
«Вместо этого кураторы соответствующих блоков регулятора нагнетают ситуацию, заявляя о новых возможных банковских крахах, — добавляет известный экономист. — Ими делаются заявления, еще более накаляющие обстановку в финансово-банковском секторе. Так, 7 ноября на вопрос о возможной санации других крупных банков зампред ЦБ РФ Тулин ответил: «Не исключаем возможности финансового оздоровления».
По мнению Михаила Хазина, до тех пор, пока конкретные люди не будут наказаны за то, что происходит — подобные истории будут повторяться. «Их масштаб уже давно вышел за пределы чисто банковского сектора и все больше и больше приобретает значение политическое. С учетом предстоящих выборов и постоянного падения жизненного уровня населения, все это еще может сыграть крайне негативную роль в нашей истории», — резюмирует эксперт.