В ДТП с автобусами гибнут тысячи россиян

И это без учета резонансных аварий последних двух месяцев уходящего года.

Одна из самых крупных произошла в Сретенском районе Забайкальского края 1 декабря. При падении рейсового автобуса с моста на речной лед погибло 19 человек, включая водителя и двух несовершеннолетних пассажиров. Предварительной причиной аварии названо лопнувшее колесо, в связи с чем водитель с двадцатилетним стажем не справился с управлением.

4 декабря в Саратове рейсовый автобус врезался в опору уличного освещения в результате ошибочно проведенного маневрирования, 20 человек обратились за медицинской помощью. Следственный комитет РФ ведет проверку по факту ДТП, территориальное управление Госавтонадзора приступило к проверке соблюдения законодательных требований по обеспечению дорожного движения перевозчиком.

В конце ноября в Псковской области перевернулся рейсовый автобус, в котором находились 10 пассажиров, из них 8 детей, пострадавшие были госпитализированы. По словам очевидцев, ранним утром наблюдалось оледенение дорожного покрытия, ремни безопасности в транспортном средстве частично не работали. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в связи с оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Если сравнивать показатели за один и тот же период с 2015 года, то на протяжении четырёх лет число аварий с участием автобусов неуклонно росло и только в нынешнем году оказалось ниже показателя за предыдущий год, 4518 аварий за 2019 год и 4770 аварий за 2018 год.

Количество ДТП с массовой гибелью людей неизменно производит широкий резонанс в СМИ. Многие обвиняют в бездействии власти, владельцев автопарков и призывают принять решительные меры.

Основной причиной ДТП является человеческий фактор. Растет процент ДТП, совершенных водителями автобусов в состоянии алкогольного опьянения, 54 случая в 2019 году против 46 случаев в 2018 году.

Возросшая потребность в расширении автобусных парков привела к всплеску вакансий водителей категории «Д» на рынке труда. К сожалению, не всегда можно быть уверенными в высоком профессионализме соискателей. Невооруженным глазом заметно снижение возраста водителей автобусов и маршруток.

Одновременно растёт их «интернационализация». Мигрантов из стран Средней Азии все чаще можно увидеть за рулем общественного транспорта, иногда на одном маршруте работают представители конкретной диаспоры, а граждан, не входящих в этот круг, организация просто не принимает на работу.

Наряду с миграцией из стран ближнего зарубежья растёт и миграция внутри страны. Зарплата водителя автобуса в городе-миллионнике значительно выше, чем у его коллеги в райцентре. Однако, и для того, чтобы привыкнуть к вождению в большом городе, требуется время. Именно в период привыкания растёт нагрузка на нервную систему, как следствие — утомляемость, нарушение ПДД и роковые ошибки на дорогах.

Другая причина роста аварий зачастую кроется в несоблюдении продолжительности рабочего времени. В августе 2019 года под Новороссийском экскурсионный автобус упал с обрыва, около 40 человек пострадали в ДТП, четверо погибли.

Основной причиной аварии с высокой степенью вероятности называли невнимательность и сонливость водителя. Подобные случаи должны быть предметом тщательного расследования — нарушения перевозчиками трудового законодательства, потенциально приводящие к человеческим жертвам, должны искореняться.

В связи с тем, что количество пассажирских автобусов неуклонно растёт, открываются новые маршруты, увеличивается пассажиропоток. Растёт нагрузка на дорожную сеть — это можно легко отследить за 10 лет, особенно в крупных городах. При этом необходимо признать, что градостроительная политика просто не справляется с необходимым ритмом развития системы автомобильных дорог. Несмотря на явные улучшения в строительстве новых транспортных узлов и развязок, темпы увеличения количества автомобильного транспорта продолжают оставаться гораздо выше.

Сама схема организации дорожного движения изжила себя, в качестве примера может служить стабильно загруженная трасса М10 «Россия» — автодорога общего назначения Москва — Санкт-Петербург. Ширина дорожного полотна трехполосной дороги позволяет наносить разметку только таким образом, чтобы средняя полоса использовалась в качестве полосы для обгона, через примерно равные промежутки меняющей приоритет для противоположных направлений движения.

Отсутствие полноценных бетонных разделителей провоцирует нерадивых водителей нарушать требования разметки, что ведет к созданию аварийных ситуаций. В 2018 году на трассе М10 произошло несколько серьезных ДТП с участием маршрутных автобусов. Даже с учетом ввода в 2019 году в эксплуатацию платной автомагистрали М11 «Нева» того же направления, ситуация вряд ли кардинально изменится.

Одной из системных проблем отрасли является изношенность автобусного парка и халатное отношение компаний-перевозчиков к техническому состоянию автобусов. Это связано с недостаточностью контроля со стороны проверяющих органов и отсутствием общей цели для всех участников — в первую очередь, обеспечения безопасности пассажиров.

Судебная практика изобилует случаями, когда вся вина за гибель людей и нанесение вреда их здоровью возлагается на водителя. Представители компании-перевозчика и должностные лица органов власти, допустивших ситуацию, ставшую причиной аварии, как правило, остаются в стороне.

По мнению экспертов, ответственность за ДТП с участием общественного транспорта должна быть коллективной. Когда владелец автопарка и чиновник, отвечающий за разрешительную деятельность почувствуют свою персональную ответственность, возрастут требования и к профессионализму водителей и к соблюдению трудового законодательства и к техническому состоянию транспорта. Что в свою очередь значительно снизит аварийность среди пассажирских автобусов.

Не менее важной мерой видится проведение реформы ГИБДД, отмена жестких требований к сотрудникам по выполнению планов и повышение общей мотивации к предотвращению аварийных ситуаций на дорогах.

Введение балльной системы наказания водителей с целью установления лимита на совершенные нарушения ПДД и снижение не подвергаемого штрафам превышения скорости с 20 до 5км/ч также позволило бы повысить культуру вождения на дороге.

В целом, тенденция аварийности общественного транспорта свидетельствует о правильности общего курса властей крупных городов: выделенные полосы на дорогах, строительство новых станций метро, железнодорожных путей и других инфраструктурных новшеств позволяет хотя бы удерживать статистику в её нынешних показателях.

Однако, эти меры недостаточны без жёстких административных решений и ужесточения контроля за безопасностью движения на государственном, ведомственном и общественном уровнях.

Особое внимание следует уделить регионам. На текущий момент небольшой, но вместе с тем позитивной динамике в области безопасности движения на общественном транспорте мы обязаны главным образом двум столицам и их саттелитам. А ведь это далеко не вся Россия.

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписаться

Обсудить

Темы

дтп

автобус

автобусы

пассажирский автобус

пассажирский транспорт

Новости партнеров

Актуальная аналитика

Мир. Новости мира

Инфовойны: как в умы людей вкладывают радикальные идеи

Первая помощь

Справляемся с запором народными средствами

Происшествия

Чили ищет выживших в катастрофе Hercules C130 в Антарктиде

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Опрос: 45% россиян не одобряют действия силовиков на акциях в Москве
Минпросвещения РФ в 2021 году отменит 9 профессий и 23 специальности
Медведев назвал Макрона «хорошим медиком»
Жителей ряда регионов России предупредили об аномальном холоде
Российский командир рассказал об отражении атак ВСУ на запорожском направлении
Экипажи российских штурмовиков уничтожили замаскированные позиции ВСУ
Мирный россиянин пострадал при атаке украинского дрона на грузовой автомобиль
Военный рассказал о польских и латышских наемниках в Курской области