Проект «Партитура памяти» стартовал при поддержке «Роснефти»

В Санкт-Петербургской филармонии стартовал историко-музыкальный проект «Партитура памяти»

Фото: Vadim Nekrasov / Globallookpress.com

В блокадном Ленинграде 80 лет назад произошло событие, яркой страницей вошедшее в мировую историю не только как уникальное явление в культуре, но и как «первые залпы по Берлину». 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, состоялась ее ленинградская премьера, после которой симфонию начали называть «ленинградской». А затем было большое «путешествие» этого музыкального произведения по РСФСР и другим союзным республикам, а также по столицам стран-союзниц СССР.

Историко-музыкальный проект Санкт-Петербургской филармонии «Партитура памяти», по замыслу организаторов, призван способствовать сохранению исторической памяти об одном из знаковых гуманитарных событий Второй мировой войны, укрепить межрегиональные связи музыкального, исторического и музейного сообщества посредством кросс-отраслевого сотрудничества. Он состоит из трех частей, первая из них — научная конференция, посвященная «Ленинградской» симфонии, в которой примут участие музыковеды, историки-исследователи Великой Отечественной войны, архивисты и музейщики.

Филармония при спонсорской поддержке компании «Роснефть» регулярно организует современные и масштабные проекты, украшающие культурную жизнь Петербурга и всей России. «Роснефть» активно поддерживает концертную деятельность Петербургской академической филармонии c 2015 года. Сотрудничество будет продолжено и в этом сезоне.

Основные темы для обсуждения — исполнение Седьмой симфонии во время войны и его значение, мемориализация памяти об этом событии, неизвестные документы о подготовке исполнений и премьерах произведения в Россия и за границей. Вторая составляющая проекта — мемориальная выставка с уникальными экспонатами, многие из которых не демонстрировались никогда, которая откроется в фойе Большого зала 9 августа. Посетители смогут увидеть географию премьер 1942 года на карте с отмеченными городами, где симфония исполнялась 80 лет назад. Одна из реликвий выставки — партитура Седьмой симфонии, начатая Дмитрием Шостаковичем в Ленинграде и завершенная в декабре 1941 года в Куйбышеве.

А ключевым событием проекта станет концерт в этот же день Академического симфонического оркестра филармонии, бывшего Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, в Большом зале филармонии. Исполнение Седьмой симфонии Шостаковича будет транслироваться не только на площади искусств в Санкт-Петербурге, но и во многих городах России.

На пресс-конференции, посвященной старту проекта, директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича Илья Черкасов подчеркнул, что «этот проект крайне важен для нас, для филармонии, для всех сотрудников, для этого места». А заместитель художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича Евгений Петровский рассказал, что подготовка к этому проекту, который «естественным образом вписан в традицию филармонии сохранения памяти об этой премьере», началась еще в начале этого года. Он подчеркнул, что этот проект во многом уникален. Кроме того, что исполнение Седьмой симфонии второй раз в истории состоится 9 августа, уникальность этого проекта в триединстве, считает Евгений Петровский. «9 августа филармония превратится ещё и в научное пространство, и, что не менее важно, станет подлинным музейным пространством, потому что впервые в филармонии будет проходить выставка со всеми атрибутами музейного пространства», — отметил он.

Дирижировать Академическим симфонический оркестр филармонии в этот памятный день будет заместитель художественного руководителя филармонии имени Дмитрия Шостаковича, народный артист России Николай Алексеев. Он рассказал, что «от общения с подлинной партитурой симфонии» испытал такие же ощущения, как от военных медалей отца.

По словам автора и куратора проекта, доктора исторических наук Юлии Кантор, в процессе работы над проектом была организована обратная связь не только с Петербургом, но и со всеми теми регионами, где прошли 80 лет назад «путешествия» седьмой симфонии по нашей стране и по миру. «Всё время возникают новые сюжеты и новые грани. Такое бывает очень редко, значит, мы на верном пути, когда сходятся рациональное и образное», — рассказала она. Юлия Кантор считает, что одной из главных задач проекта было «разбудить зёрна спящей памяти», и «эти зерна проросли».

В 1985 году на стене Ленинградской филармонии была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь, в Большом зале Ленинградской филармонии, 9 августа 1942 года оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижёра К. И. Элиасберга исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Д. Д. Шостаковича»

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Мать доцента-убийцы: "Его не надо в тюрьму. Он умрет без истории"
Кремль ответил на вопрос о новой должности раскритикованного Кадыровым генерала
В ДТП с грузовиком на российской трассе пострадали трое детей
Жительница Белгорода рассказала подробности об операции по вывозу авиабомбы
Кабмин отказался поддержать повышение маткапитала до миллиона рублей
Власти подтвердили ночной инцидент на электроподстанции под Москвой
Пострадавших при стрельбе в Брянске гимназистов эвакуируют в Москву
Депутат снял взорванный мост, подбитую технику и горящий магазин в российском регионе