Последнее время спикером по теме досмотра судов стал заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука. И надо сказать, пан Тука к этой задаче подходит весьма творчески. Вполне в духе пословицы «дурень думкою багатіє».
К примеру, в эфире телеканала «112 Украина» Георгий Тука заявил, что Украина может обратиться в Совбез ООН или НАТО с просьбой о сопровождении судов в Азовском море. Правда, он оговорился, что рассуждает теоретически. Проще говоря, дал волю фантазии.
«Теоретически можно рассматривать две вероятные версии. Первая — это обращение в Совбез ООН с просьбой о морском конвое. Вторая версия, она менее вероятная, с моей точки зрения, это применение сил НАТО для сопровождения в Азовском море», — сказал он. Добавив, что у него нет прогноза относительно готовности Североатлантического альянса прийти на помощь.
Вообще, надежда на НАТО вообще и США в частности среди нынешних украинских политиков, общественных деятелей, да и просто блогеров очень распространена. Вспомнить хоть сообщения в 2014 году о спешащей в Черное море американской авианосной группе — на помощь Украине, разумеется. В реальности, конечно, ничего подобного даже близко не было.
Следующий этап наступил в 2015 году, когда меджлис* организовывал морскую блокаду Крыма. Ну как организовывал — в украинской прессе было много интервью на эту тему. Тогда и была запущена идея насчет привлечения сил НАТО к блокаде полуострова.
Правда, и тогда довольно быстро выяснилось, что с блокадой, а тем более участием в ней военно-морских сил альянса, «вопрос сложный». «Полномасштабная морская блокада возможна тогда, когда в наличии достаточное количество военных кораблей. У нас нет таких ресурсов. Если, скажем, будет решение Совбеза и подойдут корабли НАТО — это другой вопрос. У нас есть некоторые проекты, которые могут парализовать Керченскую переправу, но не более», — заявил в феврале 2016 года депутат Верховной Рады Мустафа Джемилев.
Очень похоже, кстати, с нынешними высказываниями Туки. Напомним, к слову, что там получилось в итоге с проектами по параличу Керченской переправы?
Ну вот примерно то же самое будет и сейчас. Что, собственно, сам же украинский чиновник и подтверждает. «Согласно существующим нормам, действительно и украинские, и российские силовые структуры имеют право останавливать и осматривать корабли. Ограничений не существует. Речь идет не о нарушении права, а о злоупотреблении правом. Это абсолютно разные вещи. Мгновенного решения не существует, но надо в этом направлении работать. И мы будем работать», — сообщил Георгий Тука несколько дней назад в интервью украинскому изданию «Апостроф».
Вообще говоря, пристальное внимание российских пограничников к идущим в украинские порты судам спровоцировали сами же власти соседней страны, когда в марте задержали судно «Норд». В России пообещали не оставлять без последствий действия Украины. При этом в крымском погрануправлении ФСБ подчеркивали, что проверки проводятся в соответствии с международным морским правом.
В Киеве утверждают, что в результате этих действий суда стали реже заходить в Мариуполь и Бердянск. И насчитали вдобавок сотни миллионов гривен убытков, которые несут украинские судовладельцы.
*Экстремистская организация, запрещенная в России
Читайте также:
Остров Крым: у Украины есть новый план
Украина мечтает о том, что сделает с Крымом после войны с Россией
Их не догонят: меджлис* объявил гигантский поход на Крым
Новая украинская «супер-САУ» оказалась смертельно опасной для расчета