Специалисты ВШЭ обнародовали доклад о том, как можно обустроить чиновничий аппарат, ситуация в котором напоминает анекдот — одни начальники, а кто работает, непонятно. Исследование ВШЭ со всеми графиками, проекциями и прочей аналитикой занимает 46 страниц.
Отдельно в нём интересно то, что в некоторых федеральных органах исполнительной власти соотношение руководителей и подчинённых составляет 1 к 1,2, то есть на одного руководителя приходится чуть больше одного подчинённого.
Например, в 35 из 52 федеральных органах исполнительной власти на одного заместителя министра (руководителя) приходится менее двух департаментов (управлений).
Довольно плохо организована работа в Ростуризме, Росгидромете, Россвязи, Роспатенте, Роснедрах — оптимизация сначала будет проводиться там. Но в дальнейшем эта процедура коснётся всех без исключения. Причиной этого является цифровизация — замена взаимодействующего с людьми чиновника автоматом.
Власть перейдёт на формат общения с людьми через приложение, в котором они из стандартных компонентов смогут проектировать полностью цифровые услуги.
Фактически сокращать будут главным образом тех, кто работает с людьми и реально может помочь им советом. На смену людям, разъясняющим бабушкам и многодетным мамам, «как оформить документы», придут цифровые фронт-офисы, чат-боты и прочие мессенджеры.
Что характерно, реформа управления в России не первая и не последняя. Сокращение количества госслужащих затевается не впервые.
Только за три года — с 2011-го по 2013-й — планировалось урезать их численность сразу на 20%. Получилось плохо. Еще одна попытка была предпринята в 2016 году — цель достигнута не была.
А за 2020-2021 годы предполагалось на 10% процентов урезать штат центральных аппаратов и на 15% — их территориальных подразделений.
Как отмечает политический эксперт Валерий Смирнов, руководство думало именно о сокращении числа ставок, которые имеются в тех или иных подразделениях, но не о реальных сотрудниках.
Проблема даже в том, чтобы убрать незаполненные вакансии, поскольку в марте 2020 года в центральном аппарате их насчитывалось 18,7%, при том что сокращение в центральных аппаратах планируется всего на 5%.
Штат формально урежут, а людей трогать не будут, потому и 1,6 трлн рублей в год на их содержание ещё потратят.
Валерий Смирнов напоминает, что когда оптимизировали медицину, например, краеугольным камнем было — «нечего тратить столько денег».
Но сокращать число госслужащих без сокращения расходов на оплату их труда — это очень по-российски. Как и должности класса «помощник заместителя директора».
Данные минфина говорят о том, что в стране уже 2 миллиона 400 тысяч чиновников. На 10 тысяч жителей страны приходится 163 госслужащих. По сравнению с СССР наблюдается шквальный рост численности чиновничества.
Политолог, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Андрей Манойло по поводу грядущих сокращений заявил, что важен подход, кого именно будут убирать — неэффективных, с дублирующимся функционалом, «или работяг, которые единственные там и работают».
Имеет смысл вспомнить, что чиновничий аппарат Российской империи был меньше в десять раз, но в разы эффективней. При этом страна включала в себя еще и Польшу, Финляндию, Малороссию, Закавказье и Туркестан.
Учредитель телеканала «Царьград» считает, что по опыту Российской империи земство должно быть бесплатным. Чиновники обязаны представлять народ, так пусть и представляют на свою зарплату. Они далеко не профессиональные законодатели, поэтому нет смысла отрываться от своей среды. А чиновников награждать по факту проделанной реальной работы. Поскольку они не привилегированная каста, а служащие, задача которых служить народу.
Самое время об этом вспомнить.