«Дорогой убитый безымянный еврей, лежащий в яме на телах других убитых. Я часто думаю о тебе. Думала, когда писала книгу, думала теперь, когда в Литве отмечался День памяти жертв Холокоста, зачитывались имена жертв и за тебя молился сам Папа Римский. Как ты погиб? Как ты лежишь там, в той яме на опушке леса? Я прочитала в одном протоколе эксгумации: «Жертвы свалены в ямах в три-четыре слоя, большинство тел съежились, руки у глаз или у головы, другие обнимают тела детей»», — сообщает писательницы.
Рута Ванагайте приводит слова одного из солдат литовского Национального трудового охранного батальона, который участвовал в массовых расстрелах. Он отмечал, что первыми убивали родителей, а потом детей, мотивируя тем, что «мы не звери какие-нибудь, чтобы на глазах у отца стрелять в ребенка». По этому поводу Ванагайте пишет словами, полными боли и гнева: «Так что не были зверьми наши литовские еврееубийцы. Они люди. Работа у них была такая. Как пишут историки Центра геноцида: «Нацистам удалось вовлечь некоторых солдат литовского батальона в убийства евреев». И сразу вспоминается имя литовского коллаборациониста Йонаса Норейки, кумира современных литовских нацистов, участвовавшего в расстрелах еврейского населения в Шауляе.
Правда. Ру обращалась к теме геноцида, проводя даже своеобразный экскурс в историю вопроса от библейских времен до ХХ века.
По сообщениям СМИ, 19 сентября глава МИД Литвы Линас Линкявичюс призвал государственные организации снять мемориальную доску, установленную в честь Йонаса Норейки.
Еврейская община прибалтийского государства и представители литовской интеллигенции уже не первый год требуют уборать мемориальную доску Норейке со здания библиотеки Академии наук имени Врублевских, находящейся в центре Вильнюса. Они утверждают, что такой знак почета пособнику нацистов является неприемлемым, поскольку именно Норейка, будучи в период гитлеровской оккупации Литвы начальником Шяуляйского уезда, подписывал документы об организации еврейского гетто и принудительному изъятию у евреев ценного имущества.
«Порядок был хороший, немецкий. Такому нетрудно подчиниться, тем более, что гражданской администрации Литвы было разрешено распределять имущество евреев: после того, как часть отдана немцам, забирать его не только для своих нужд, но и для нужд жителей города, уезда или волости. Словом, можно было проводить справедливую социальную политику. Евреи ведь разбогатели, угнетая литовцев, не так ли? Так писал сам Йонас Норейка в своем произведении «Подними голову, литовец»», — рассказывает Рута Ванагайте.
Сторонники националистических взглядов Норейки считают его чуть ли не главной фигурой в организации антикоммунистического сопротивления и основании антисоветского подполья.
Йонас Норейка был арестован советскими органами госбезопасности в марте 1946 года, а через год расстрелян.
Писательница просит не забывать и тот факт, что в 1941–1944 годах многие литовские территориальные администрации управлялись самими литовцами, без участия немцев. Это происходило потому, что местные жители и четко и быстро исполняли все распоряжения нацистов, в том числе и те, что касались еврейского населения. От литовцев требовалось только найти всех евреев, отыскать место для создания гетто, изолировать евреев, а их имущество разделить.
Читайте также:
США сдали немцам экс-нациста
Латвия превратит концлагерь Саласпилс в место памяти карателей СС