Если бы ещё эта заявленная социальная ориентированность была реализована на практике, цены бы не было этим обсуждениям.
Но в стране, где основные проблемы — это низкие пенсии, стагнация доходов граждан, бедность, недофинансирование здравоохранения и образования, говорить о достижении каких-то целей просто рано.
Отличительными чертами проекта федерального бюджета на 2022-2024 годов являются
- незначительный рост доходной части бюджета,
- заметное сокращение в долях ВВП бюджетных трат и их перераспределение по сравнению с пандемической структурой государственных расходов,
- поддержание профицитного сальдо.
Основной целью бюджетной политики в пределах трёхлетнего горизонта будет оставаться обеспечение устойчивости государственных финансов.
Среди инструментов такого обеспечения — бюджетное правило и накопление резервных средств в Фонде национального благосостояния на случай негативного сценария развития ситуации в мировой экономике, подытожили в проекте «Кремлёвская прачка».
Эксперты выступают с предложениями вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам и требуют обосновать, почему за три года расходы на пенсионную сферу будут урезаны, фиксируют противоречия в подходах к социальной политике.
Тем не менее Госдума (ГД) в четверг, 28 октября, приняла проект федерального бюджета на 2022-2024 годы в первом чтении.
По словам главы минфина Антона Силуанова, бюджет составлен таким образом, чтобы достичь целей, реализуемых в рамках национальных проектов, и в соответствии с Посланием президента.
Власти озабочены снижением уровня бедности в два раза к 2030 году, а также хотят обеспечить темпы роста ВВП выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности.
Одной из целей является обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и т. д.
- На всё это планируется направить почти 18,5 трлн рублей.
- На национальную оборону — около 10,9 трлн рублей.
- На национальную экономику — примерно 10,6 трлн рублей.
- На нацбезопасность и правоохранительную деятельность — 8,7 трлн рублей.
- На образование — около 3,8 трлн рублей.
- На здравоохранение — около 3,7 трлн рублей.
В документе содержатся и существенные противоречия. Эксперты экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в этой связи особенно выделяют «сокращение запланированных расходов Пенсионного фонда России (ПФР) с 7,8% ВВП в 2021 году до 5,9% ВВП в 2036-м».
При этом причины сокращения расходов не указываются. А по факту они могут быть связаны со снижением численности получателей пенсий в связи с повышением пенсионного возраста, а также ростом смертности пенсионеров от новой коронавирусной инфекции.
Что характерно, страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут снижаться. И это мало вяжется с социальной ответственностью государства… «В связи с этим целесообразно возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам и зарезервировать средства для проведения дополнительной индексации пенсий», — призывают в РАНХиГС.
Обществу нужна индексация как с точки зрения социальной справедливости, так и с точки зрения соблюдения принципа равенства всех перед законом.
К тому же, отметили аналитики МГУ, «каждый седьмой рубль в бюджете (всего — 3,7 трлн рублей, или практически на полтриллиона больше, чем в 2021-м) тратится по закрытым от налогоплательщика статьям».
Чиновники прямо говорят, что приоритетными статьями расхода бюджета станут поддержка семей с детьми и решение вопросов бедности, а также поддержка неработающих пенсионеров, которые не имеют дохода. То есть бюджет запланирован направленным в сторону социально не защищённых групп.
Как это будет выглядеть на практике, пока точно неизвестно.