Новшествами могут стать отсылки к списку форс-мажорных обстоятельств, которые исключат наказание за нарушение ограничений, запретов и обязанностей госслужбы.
Такие поправки коснутся деклараций о семейных доходах и расходах, имуществе и наличии конфликта интересов. Делается аналогичная оговорка и по поводу отказа от зарубежных счетов в банках.
Причинами несоответствий будут прописаны:
- эпидемии,
- войны,
- стихийные бедствия
- решения иностранных властей.
Как пишут авторы «Независимой газеты», получается, что «ковид» отменяет и борьбу с коррупцией, и пресловутую национализацию элит.
Но всё это будет делаться исключительно по отмашке самого высокого начальства, как и принятие итоговых решений.
К примеру, для судей, депутатов, сенаторов арбитрами станут их коллегиальные органы. Далее следует администрация президента, решения же по ней самой по традиции будет принимать уже глава государства. Об этом говорится в законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения».
Отметим, что в поправках уже присутствует указание на закон о статусе парламентариев или судей. Под инициативу об антикоррупционном форс-мажоре также подпадают госбанкиры и все силовики.
Они будут освобождены от ответственности за все прегрешения «в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признаётся следствием по независящим обстоятельствам в порядке, предусмотренном настоящей статьей».
Формулировки дальше становятся всё интереснее, поскольку независящими обстоятельствами признаются находящиеся вне контроля данного чиновника «чрезвычайные и непредотвратимые» обстоятельства, которых «при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть», чтобы не нарушать закон и соответствовать антикоррупционным требованиям.
Список дан сразу, чтобы понятно было — в него входят стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые госорганами, в том числе, зарубежных стран.
Тем не менее в законопроекте прописана оговорка «в частности», а значит, какие-то причины можно будет и не признавать объективными. Тем более, что на этот счёт есть ещё одно уточнение — мол, если события и явления были «регулярно повторяющиеся и прогнозируемые», то их провинившемуся чиновнику не зачтут.
Впрочем, если объективные факторы на поверку окажутся вполне подчиняемыми его воле и решениям, то пощады такому госслужащему не будет. С такими размытыми и субъективными формулировками напрашивается вывод, что вряд ли эти антикоррупционные льготы для госслужбы могут быть автоматическими.
Может оказаться, что для кого-то коронавирус станет веской причиной, чтобы оправдать покупку не по карману, а для кого-то постройки на заброшенной даче окажутся причиной для увольнения из госорганов с «волчьим билетом».
Напомним, что непредоставление полных сведений, даже заведомое, может подпасть под вводимые ныне исключения, при том что заведомо недостоверные декларации являются поводом для вылета с должности.
Проблема в том, что слово «заведомо» является самым произвольно трактуемым термином российского законодательства. Со всеми вытекающими из этого коррупционными и не очень последствиями.