«Проклятые» — новый фильм режиссера Евгения Румана, который сейчас можно увидеть в кинотеатрах Израиля. Я смотрела его на ночном сеансе в огромной комплексе «Синема-сити» в Ришон ле-Ционе. Детишки с огромными ведрами попкорна заняли несколько последних рядов. Сначала гоготали — потом стало тихо.
В каких-то эпизодах раздавался не то стон, не то возглас ужаса. Так или иначе — это нам всем близко: армия, люди с автоматами, с солдатскими бляхами, вещмешками, камера пресс-атташе ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля), разговоры о доме и о службе.
Фильм — израильский хоррор. Один из немногих в этом жанре. Черная собака бросается на героев. Плазма звуков окутывает и их, и нас. Финал непредсказуем. И реквиемно, гордо, упрямо молчит рыжая убийца-пустыня. И заносит песчаной простыней ужас и мираж.
Мы молча выходим из зала. В ночь, в метель цветных огней. В свою жизнь.
…Кинокритики скажут свое слово, оно будет веское и — как всегда у критиков — авторитарное. Сейчас не о нем речь.
Я назначила встречу с Евгением Руманом — режиссером, создателем фильма «Проклятые», с которым давно не виделась. Который сейчас монтирует новый фильм.
Он пришел в «Синематеку» утром — повзрослевший (трое маленьких детей — самый верный путь к мудрости), серьезный. Вокруг нас люди листали программки, пили синематечный кофе, беседовали о кино. «Синематека»- место, где встречаются истинные любители кино. О кино пошел разговор и у нас.
— Женя, вам самому нравится картина? Вы довольны результатом?
— Да. Я много раз, конечно, смотрел — и когда монтировал, и со зрителями в кинотеатре. Я доволен.
— В наше свихнувшееся на политике время всегда ищут политическое клеймо, политическую составляющую. Этот фильм могут легко отнести к левой идеологии: в анамнезе — бедуинское село, из которого израильские солдаты изгнали жителей, люди с оружием, которые страдают, не могут найти выход из лабиринта…Словно сама пустыня карает их…
— Люди видят то, что хотят видеть. Мне говорили, что в фильме увидели правую идеологию. Кто-то не увидел никакой. Я не даю рецептов и не выдвигаю манифесты. Я вообще очень не люблю манифесты…
— В титрах указаны три автора сценария «Проклятых» — Йоав Шотан-Гошен, Аелет Гундар-Гошен и Иран Рубинштейн. Это тот самый театральный режиссер, награжденный многими призами, знаменитый Иран Рубинштейн?
— Да, кстати, я узнал об этом когда уже работал над фильмом, и тогда посмотрел его спектакли. А Йоав Шотан-Гошен служил вместе с Ираном в армии. Аелет — жена Йоава. Вот такая сценарная группа.
8 Фото
Великая и скверная Ингрид Бергман
— Мне очень понравилась операторская работа… Пустыня — главный герой, ее величие, красота, коварство — все запечатлела камера.
— Оператор — Рам Швейке. Да, он хороший, я тоже считаю его работу очень интересной.
— «Проклятые» будет показаны на международных фестивалях?
— Это все же жанровое кино, его на фестивале надо представить в подборке схожих по жанру картин, наверное, что-то такое будет…
— Вы сами любите ужастики? Это важный для вас жанр?
— Это пришло не совсем от самого жанра, не от стремления снять страшно. Речь идет о трех ребятах, они только что закончили школу, страх — он внутри, он в нас, при некоторых экстремальных ситуациях он выплескивается наружу.
Мои сценаристы вложили в фильм свой опыт, я дал свой взгляд… Есть вещи, которые в нас глубоко сидят, и их не изменить. Мы слышим на улице арабскую речь и реагируем, даже вне собственного желания, это не от убеждений¸ не от предвзятости, просто в нас что-то щелкает…
Страх, агрессия, склонность к насилию… Это специфика, это наша судьба. И мне было важно, что они, скажем, не путешественники, а солдаты…
— Там очень интересный звуковой пейзаж, такая звуковая природа, драматургия -характеристика пустыни…
— …Это дизайнер звука работал вместе с композитором. Они создали этот звуковой фон, такая пустыня в голове…Три парня идут в никуда, все — каждый по-своему — обречены.
— Где оптимизм? Где позитив?
— Исследователи говорят, что как раз снять реальный стресс можно, увидев страшилку на экране. Будто вот там — страшно, но с тобой, зритель, все будет хорошо.
— Какой ваш фильм появится вскоре?
— Это трагикомедия, фильм об актерах, которые озвучивают фильмы. Озвучивали в той жизни. Они приезжают в Израиль в 1990 году, с большой алией, менять профессию поздно, и мы наблюдаем за их приключениями.
Рабочее название фильма на русском — «Голос за кадром». На иврите такого понятия нет — и пока нет названия на иврите.
— Кто снимался в этом фильме?
— Владимир Фридман и Маша Белкина. Сценарий я написал вместе с Зивом Берковичем.
— Это будет нечто вроде еще одной версии «Друзей Яны»?
— Там не совсем, как в «Друзьях Яны». Все же юная Эвелина Каплун — Яна решает другие задачи, и фильм — про другое, и я — другой человек, другой режиссер.
— Чем еще вы заняты, какие еще темы вас волнуют?
— Я работал в этом году с известным российским режиссером Павлом Лунгиным. Мы делали сценарий к картине «Эсав» по роману Меира Шалева.
— Это был полезный опыт? Как вам с ним работалось?
— Очень интересно! Он большой мастер, мне было очень полезно такое сотрудничество.
— И фильмы Лунгина вы любите? Они вам близки?
— Я считаю, что «Такси-блюз» — это очень хорошее кино. Просто прекрасное…
— Вы служите кино и любите кино больше других искусств, больше театра…
— Кино быстрее реагирует на ситуацию, оно более чутко фиксирует изменения…Театр мне менее интересен.
— Какие фильмы вы любите? Какие жанры?
— Нет жанра, который я бы не смотрел. Мне очень нравится фильм «Сын Саула». Нравится, как фильм снят, это кино стало для меня откровением.
— …История просто уникальная… Ласло Немеш — наследник лучших традиций большого венгерского кино, но предельно оригинальный…
— … Нравится «Сияние» Кубрика.
— Как вы относитесь к тем фильмам, которые претендовали в этом году на «Оскара»?
— Я не смотрел, кажется, ничего из этих фильмов.
— Как вы относитесь к сериалам?
— Не смотрю. У меня нет терпения.
— Вы родились в Минске, в семье инженеров. В Минске пошли в школу….
— Мы приехали в Израиль, когда мне было одиннадцать лет.
— Здесь закончили школу, тель-авивский университет по специальности «Кино и телевидение»…
— Точно.
— Бывали в родном городе Минске после того, как уехали?
— Я был дважды на международном фестивале «Лiстапад», был как участник, был даже в жюри. Там я даже приз получил за картину «Игорь и журавли».
— Сердце не дрогнуло? Ничего не всколыхнулось? Все же колыбель…
— Минск — красивый, он изменился, я уже почти ничего и не узнавал. Дрогнуло ли сердце? Я живу здесь, этот мир — свободный, нет, я ни о чем не жалею.
— Фильм, который был после «Игоря и журавлей», это триллер?
— «Человек в стене»? Это фильм немного мистический, он тоже был показан на фестивале в Минске. Его купил канал Netflix, его видели в России, Голландии, Германии. Он был снят за шесть дней.
— Ситуация в израильском кино нормальная? Сегодня, как я понимаю, легче всего получить деньги на самый первый фильм…
— Да, верно. Наверное, я бы хотел, чтобы ситуация в израильском кино была более уравновешенной…
— Кино может, должно бороться с какими-то язвами общества? Вы верите, что оно способно менять мир?
— Наверное. Возможно. Я не умею бороться с ветряными мельницами. И меня занимают другие вещи.
— Ваша жена видела «Проклятых»?
— Да, ей понравилось. Я даже детей взял на премьеру. Ну, это потому, что не с кем было оставить.
— Сколько вашим мальчикам?
— Двойняшкам — три года, а младшему — год. Михаэль, Адам и Элиша.
-И они выдержали весь фильм?
— Через пятнадцать минут им надоело.
— Младший спит по ночам?
— Да, иногда любит перекусить, и мы учитываем его нужды…
— Вы счастливый человек?
— У меня семья, трое детей, я плодовитый режиссер, снимаю фильмы, имею возможность реализовываться. Мне грех жаловаться.
Он ищет, снимает, собирает впечатления и единомышленников. Его «Ленин в октябре» — сатира, «Игорь и журавли» — эксперимент, кино для детей и для всей семьи, «Человек в стене» — странный триллер, почти мистика, один из первых фильмов — «Чудо» — доброе и очень реалистичное кино.
Вы знаете, в Баларуси журавль — очень любимая птица, какая-то знаковая. И стихи, и песни есть про журавлей. Про то, как они летят с юга на Полесье.
На свете, в искусстве нет ничего случайного. Журавли — это тоже не случайно. Пусть мой земляк, человек кино — Евгений Руман — будет всегда успешным. Призов ему и полные залы — всегда! Пусть его журавлиный полет будет долгим.
Источник фото: «Фейсбук» Евгения Румана
Читайте также:
Документалист: настоящее искусство должно ранить
Почему кино об Армстронге достойно «Оскара»
Сыграет ли женщина Джеймса Бонда — Дочь Яна Флеминга против
Трамп может уволить министра финансов США