«Проклятье». О новом хорроре рассказывает режиссер

«Проклятые» — новый фильм режиссера Евгения Румана, который сейчас можно увидеть в кинотеатрах Израиля. Я смотрела его на ночном сеансе в огромной комплексе «Синема-сити» в Ришон ле-Ционе. Детишки с огромными ведрами попкорна заняли несколько последних рядов. Сначала гоготали — потом стало тихо.

В каких-то эпизодах раздавался не то стон, не то возглас ужаса. Так или иначе — это нам всем близко: армия, люди с автоматами, с солдатскими бляхами, вещмешками, камера пресс-атташе ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля), разговоры о доме и о службе.

Фильм — израильский хоррор. Один из немногих в этом жанре. Черная собака бросается на героев. Плазма звуков окутывает и их, и нас. Финал непредсказуем. И реквиемно, гордо, упрямо молчит рыжая убийца-пустыня. И заносит песчаной простыней ужас и мираж.

Мы молча выходим из зала. В ночь, в метель цветных огней. В свою жизнь.

…Кинокритики скажут свое слово, оно будет веское и — как всегда у критиков — авторитарное. Сейчас не о нем речь.

Я назначила встречу с Евгением Руманом — режиссером, создателем фильма «Проклятые», с которым давно не виделась. Который сейчас монтирует новый фильм.

Он пришел в «Синематеку» утром — повзрослевший (трое маленьких детей — самый верный путь к мудрости), серьезный. Вокруг нас люди листали программки, пили синематечный кофе, беседовали о кино. «Синематека»- место, где встречаются истинные любители кино. О кино пошел разговор и у нас.

— Женя, вам самому нравится картина? Вы довольны результатом?

— Да. Я много раз, конечно, смотрел — и когда монтировал, и со зрителями в кинотеатре. Я доволен.

— В наше свихнувшееся на политике время всегда ищут политическое клеймо, политическую составляющую. Этот фильм могут легко отнести к левой идеологии: в анамнезе — бедуинское село, из которого израильские солдаты изгнали жителей, люди с оружием, которые страдают, не могут найти выход из лабиринта…Словно сама пустыня карает их…

— Люди видят то, что хотят видеть. Мне говорили, что в фильме увидели правую идеологию. Кто-то не увидел никакой. Я не даю рецептов и не выдвигаю манифесты. Я вообще очень не люблю манифесты…

— В титрах указаны три автора сценария «Проклятых» — Йоав Шотан-Гошен, Аелет Гундар-Гошен и Иран Рубинштейн. Это тот самый театральный режиссер, награжденный многими призами, знаменитый Иран Рубинштейн?

— Да, кстати, я узнал об этом когда уже работал над фильмом, и тогда посмотрел его спектакли. А Йоав Шотан-Гошен служил вместе с Ираном в армии. Аелет — жена Йоава. Вот такая сценарная группа.

8 Фото

Великая и скверная Ингрид Бергман

— Мне очень понравилась операторская работа… Пустыня — главный герой, ее величие, красота, коварство — все запечатлела камера.

— Оператор — Рам Швейке. Да, он хороший, я тоже считаю его работу очень интересной.

— «Проклятые» будет показаны на международных фестивалях?

— Это все же жанровое кино, его на фестивале надо представить в подборке схожих по жанру картин, наверное, что-то такое будет…

— Вы сами любите ужастики? Это важный для вас жанр?

— Это пришло не совсем от самого жанра, не от стремления снять страшно. Речь идет о трех ребятах, они только что закончили школу, страх — он внутри, он в нас, при некоторых экстремальных ситуациях он выплескивается наружу.

Мои сценаристы вложили в фильм свой опыт, я дал свой взгляд… Есть вещи, которые в нас глубоко сидят, и их не изменить. Мы слышим на улице арабскую речь и реагируем, даже вне собственного желания, это не от убеждений¸ не от предвзятости, просто в нас что-то щелкает…

Страх, агрессия, склонность к насилию… Это специфика, это наша судьба. И мне было важно, что они, скажем, не путешественники, а солдаты…

— Там очень интересный звуковой пейзаж, такая звуковая природа, драматургия -характеристика пустыни…

— …Это дизайнер звука работал вместе с композитором. Они создали этот звуковой фон, такая пустыня в голове…Три парня идут в никуда, все — каждый по-своему — обречены.

— Где оптимизм? Где позитив?

— Исследователи говорят, что как раз снять реальный стресс можно, увидев страшилку на экране. Будто вот там — страшно, но с тобой, зритель, все будет хорошо.

— Какой ваш фильм появится вскоре?

— Это трагикомедия, фильм об актерах, которые озвучивают фильмы. Озвучивали в той жизни. Они приезжают в Израиль в 1990 году, с большой алией, менять профессию поздно, и мы наблюдаем за их приключениями.

Рабочее название фильма на русском — «Голос за кадром». На иврите такого понятия нет — и пока нет названия на иврите.

— Кто снимался в этом фильме?

— Владимир Фридман и Маша Белкина. Сценарий я написал вместе с Зивом Берковичем.

— Это будет нечто вроде еще одной версии «Друзей Яны»?

— Там не совсем, как в «Друзьях Яны». Все же юная Эвелина Каплун — Яна решает другие задачи, и фильм — про другое, и я — другой человек, другой режиссер.

— Чем еще вы заняты, какие еще темы вас волнуют?

— Я работал в этом году с известным российским режиссером Павлом Лунгиным. Мы делали сценарий к картине «Эсав» по роману Меира Шалева.

— Это был полезный опыт? Как вам с ним работалось?

— Очень интересно! Он большой мастер, мне было очень полезно такое сотрудничество.

— И фильмы Лунгина вы любите? Они вам близки?

— Я считаю, что «Такси-блюз» — это очень хорошее кино. Просто прекрасное…

— Вы служите кино и любите кино больше других искусств, больше театра…

— Кино быстрее реагирует на ситуацию, оно более чутко фиксирует изменения…Театр мне менее интересен.

— Какие фильмы вы любите? Какие жанры?

— Нет жанра, который я бы не смотрел. Мне очень нравится фильм «Сын Саула». Нравится, как фильм снят, это кино стало для меня откровением.

— …История просто уникальная… Ласло Немеш — наследник лучших традиций большого венгерского кино, но предельно оригинальный…

— … Нравится «Сияние» Кубрика.

— Как вы относитесь к тем фильмам, которые претендовали в этом году на «Оскара»?

— Я не смотрел, кажется, ничего из этих фильмов.

— Как вы относитесь к сериалам?

— Не смотрю. У меня нет терпения.

— Вы родились в Минске, в семье инженеров. В Минске пошли в школу….

— Мы приехали в Израиль, когда мне было одиннадцать лет.

— Здесь закончили школу, тель-авивский университет по специальности «Кино и телевидение»…

— Точно.

— Бывали в родном городе Минске после того, как уехали?

— Я был дважды на международном фестивале «Лiстапад», был как участник, был даже в жюри. Там я даже приз получил за картину «Игорь и журавли».

— Сердце не дрогнуло? Ничего не всколыхнулось? Все же колыбель…

— Минск — красивый, он изменился, я уже почти ничего и не узнавал. Дрогнуло ли сердце? Я живу здесь, этот мир — свободный, нет, я ни о чем не жалею.

— Фильм, который был после «Игоря и журавлей», это триллер?

— «Человек в стене»? Это фильм немного мистический, он тоже был показан на фестивале в Минске. Его купил канал Netflix, его видели в России, Голландии, Германии. Он был снят за шесть дней.

— Ситуация в израильском кино нормальная? Сегодня, как я понимаю, легче всего получить деньги на самый первый фильм…

— Да, верно. Наверное, я бы хотел, чтобы ситуация в израильском кино была более уравновешенной…

— Кино может, должно бороться с какими-то язвами общества? Вы верите, что оно способно менять мир?

— Наверное. Возможно. Я не умею бороться с ветряными мельницами. И меня занимают другие вещи.

— Ваша жена видела «Проклятых»?

— Да, ей понравилось. Я даже детей взял на премьеру. Ну, это потому, что не с кем было оставить.

— Сколько вашим мальчикам?

— Двойняшкам — три года, а младшему — год. Михаэль, Адам и Элиша.

-И они выдержали весь фильм?

— Через пятнадцать минут им надоело.

— Младший спит по ночам?

— Да, иногда любит перекусить, и мы учитываем его нужды…

— Вы счастливый человек?

— У меня семья, трое детей, я плодовитый режиссер, снимаю фильмы, имею возможность реализовываться. Мне грех жаловаться.

Он ищет, снимает, собирает впечатления и единомышленников. Его «Ленин в октябре» — сатира, «Игорь и журавли» — эксперимент, кино для детей и для всей семьи, «Человек в стене» — странный триллер, почти мистика, один из первых фильмов — «Чудо» — доброе и очень реалистичное кино.

Вы знаете, в Баларуси журавль — очень любимая птица, какая-то знаковая. И стихи, и песни есть про журавлей. Про то, как они летят с юга на Полесье.

На свете, в искусстве нет ничего случайного. Журавли — это тоже не случайно. Пусть мой земляк, человек кино — Евгений Руман — будет всегда успешным. Призов ему и полные залы — всегда! Пусть его журавлиный полет будет долгим.

Источник фото: «Фейсбук» Евгения Румана

Читайте также:

Документалист: настоящее искусство должно ранить

Почему кино об Армстронге достойно «Оскара»

Сыграет ли женщина Джеймса Бонда — Дочь Яна Флеминга против

Трамп может уволить министра финансов США

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Фанаты рэпера Lil Peep вычислили виновницу его смерти
"Сложная пьеса для зрителя": Ефремов на гастролях опоздал, напился и путал текст
Смотреть кино и управлять сюжетом: открытие британских ученых
На Старый Арбат предложили вернуть автомобильное движение
Почему кино об Армстронге достойно "Оскара"
Германия потребовала вернуть трофеи СССР
Эксперты, проверявшие песни Егора Крида, могут лишиться должности
Канадский активист выразил Путину благодарность за защиту традиций