
По мнению исполняющего обязанности директора Института Дальнего Востока РАН Алексея Маслова, руководитель кабмина поехал на Дальний Восток для того, чтобы своими глазами увидеть истинное положение дел в экономике региона с тем, чтобы правительство могло приступить к разработке привлекательных для инвесторов условий.
Но причем здесь тогда Япония? Все же знают, что российский президент никогда ничего просто так не говорит…
Читайте начало интервью:
Мишустин поехал на Южные Курилы вовсе не Японии ради
Как Россия может «затащить» инвесторов на Дальний Восток и Курилы
— Если отвлечься от территориальных претензий Японии, то станет понятно: есть у неё заинтересованность в экспорте своих капиталов за рубеж. Потому что особенности нынешнего японского налогового режима показали: выгоднее не держать деньги в банках, а инвестировать, причем либо в японскую экономику, либо в экономику зарубежную.
Япония сегодня является одним из крупнейших инвесторов в Китае, несмотря на не очень благоприятные отношения между этими странами.
Россия — хорошая площадка для долгосрочных инвестиций. Но это если теоретизировать. К тому же надо понимать, что Курильские острова, на которые претендует Япония — не с точки зрения территорий, а с точки зрения инвестиционной площадки — это же не только рыба.
Это месторождения целого ряда природных ископаемых: рений, который связан с деятельностью вулканов, германий, индий, селен, теллур и многое-многое другое. И большинство из них — на Итурупе.
В общем, это очень богатая территория. Но всю привлекательность убивает стоимость перевозки и добычи.
Япония бы вложилась в это дело. Но как только она придёт инвестором на Курильские острова, это будет означать отказ от территориальных претензий.
Абэ же несколько раз предлагал: давайте потихонечку будем вкладывать. Но всегда в ответ звучали резкие мнения со стороны ряда японских политиков, которые говорили «нет-нет, давайте все-таки так: это наша территория, когда она будет окончательно оформлена как наша, особенно два острова Курильской гряды, тогда мы и будем в нее вкладывать».
Курилы для Японии — часть национальной идеи

Надо понимать, что внутри Японии это часть национальной идеи. Почему Япония постоянно настаивает на островной проблеме? Потому что она превратилась в проблему возрождения японского достоинства, по нему был нанесен удар после Второй мировой войны. И Япония фактически ни один свой территориальный вопрос не забывает.
С Китаем вот спорит по поводу Сенкаку (по-китайски Дяоюйдао) — а там далеко не самые нужные с точки зрения хозяйственной экономики острова. А тут богатейшие Курилы. Конечно, Япония будет жестко бесконечно настаивать на том, что они должны отойти ей. Это часть политической и экономической программы любого премьер-министра.
Это своего рода национальная идея. В течение многих лет была заложена и в японские учебники, и в японские документальные фильмы. Если вдруг кто-то какой-то политик провозгласит, что «мы замораживаем проблему до будущих поколений», потому что сейчас мы не можем решить, его не поймут.
Это проблема политического достоинства.
— А для нас этот вопрос сейчас как стоит? Японцы постоянно ссылаются на соглашение 1956 года. Но у нас были приняты поправки в Конституцию. В связи с этим вопрос для нас закрыт, мы вообще никакого 1956 года не видим в упор?
— Формально, конечно, юристы могут обойти этот вопрос, потому что Россия брала на себя обязательства, она формально не отказывается от исполнения обязательств в духе того договора, который был когда-то заключен. Но главный момент вот какой: Россия не может передавать свои территории.
Япония уже не та, что была когда-то
— Я недавно прочитала комментарий одного японца в англоязычном издании, который пишет, что все заявления России про совместную экономическую деятельность, да еще и в увязке с Олимпиадой (там почему-то с Олимпиадой это увязывают) — это обращение к слабеющей Японии. Дескать, «нас давят со всех сторон — с севера, с запада, с юга, Япония идет вниз по нисходящей».
Неужели Япония слабеет?
— Я думаю, что есть довольно большая группа японских экспертов, чем-то похожих на определённую категорию российских, которые говорят, что раньше все было лучше, раньше была страна более великой, с ней больше считались, а сейчас мы теряем политический и экономический вес.
Здесь надо тонко понимать, что модель Японии вообще перестраивают. Япония раньше была безусловным лидером Азии. Причем культурным, технологическим и экономическим. Это было еще практически до 80-х годов и даже до начала 90-х годов. Япония задавала моду на модель экономического развития.
И многие страны смотрели на нее, перенимая опыт. Например, Малайзия. И даже Китай одно время, и так далее. А потом Китай, по сути дела, обрушил всю надежду Японии на то, чтобы быть ролевой матрицей лидера в Азии. Более того, оказалось, что японская экономика, несмотря на то, что она супернапитана деньгами, слишком дорога и не гибка.
Рост японского ВВП все время болтается вокруг нуля.
— А долги у них вообще зашкаливают — 230% от ВВП.
— Да. Правда, он и у Китая немаленький. Но пока у Японии был шанс на развитие, когда не было большого Китая, все эти проблемы можно было нивелировать. Сейчас — нет. Поэтому предложения России вовремя сделаны.
— Ну да, им же ресурсы нужны. Берите ресурсы, давайте нам технологии. Казалось бы, вот потенциал роста. Так же Китай в свое время на американских вещах вылез. Но японцы не уйдут от своей идеи фикс.
— Но не сделать это предложение мы не можем. Нам надо показать открытость наших предложений.
Service Unavailable
The server is temporarily unable to service your request due to maintenance downtime or capacity problems. Please try again later.
Additionally, a 503 Service Unavailable error was encountered while trying to use an ErrorDocument to handle the request.