Ядерный могильник: за деньги – хоть на Майдане

Раньше отработанное топливо из четырех своих АЭС Украина вывозила в Россию, и за 12 лет потратила на это 2 млрд долларов. Нынешние власти уверяют, что свой могильник будет обходиться куда дешевле. Строительство было согласовано с американской фирмой Holtec International давно, еще при Януковиче, но работы не начинались из-за отрицательного отношения населения.

«Энергоатом» вне контроля государства

При нынешней власти мнение населения никому не интересно, поэтому в середине ноября было объявлено о начале строительства централизованного хранилища отработанного ядерного топлива » Могильник» в Чернобыльской зоне отчуждения с бюджетом в 1,4 млрд долларов. Предполагается полностью завершить проект через 16 лет. Работы с украинской стороны ведет предприятие «Энергоатом».

Украинские экологи неоднократно критиковали проект. Главная опасность, по мнению директора Киевского эколого-культурного центра Владимира Борейко, кроется в ненадежности предприятия «Энергоатом», у которого него нет опыта и технологий.

Борейко предупредил, что уже два года на Украине нет госнадзора за атомной отраслью: «В стране, где все всегда переворачивается, сталкивается, взрывается, где царит безалаберность, можно ли ребенку давать играть опасными предметами? Нет».

Беспокоит украинского эколога и то, что вся Европа будет вывозить на Украину свои радиоактивные отходы: «Финансирование этой площадки из США и других стран подтверждает, что и они, и наше правительство рассматривают Украину как страну ресурсов и свалку для ядерного мусора».

Не могильник, а хранилище

Главный редактор сайта «Атом-Инфо» Александр Уваров пояснил «Правде.Ру», что референдум по могильнику Киев мог бы провести, но результат предсказуем. «Неважно, как проголосовали, важно, как посчитали», — поясняет эксперт.

По его словам, есть два решения проблемы утилизации облученного ядерного топлива: «Первое — это очень глубоко его закопать на миллион лет, а второе — разобрать на изотопы». Россия и Китай выступают за переработку, США и Тайвань — за то, чтобы закопать. У этих двух решений есть плюсы и минусы, но Украина не закапывает и не перерабатывает, а организует «сухое централизованное хранилище». И это не решение, а его перекладывание на потомков, предупреждает Уваров.

Эксперт согласен с Борейко в том, что у местных политиков непременно возникнет искушение взять на хранение чужие ядерные отходы: «Появятся политики-лоббисты, которые скажут: «Ребята, возьмите еще немножко наших отходов, мы дадим денежку — в бюджет и на лапу», и перед таким предложением Украине не устоять, учитывая уровень коррупции.

Другая «мина» рванет на АЭС

По мнению Александра Уварова, украинские специалисты достаточно квалифицированны, чтобы поддерживать работу своих АЭС на безопасном уровне, поскольку они учились «вместе с нами в одних и тех же советских институтах».

Но, как всегда, есть маленькое «но» — из-за политики, которая влезает в высокотехнологическую атомную отрасль. По словам эксперта, Украина внесла в санкционный список предприятия, которые создали водо-водяной ядерный реактор (ВВР): Подольское ОКБ «Гидропресс» и Курчатовский институт. То есть «технарям запретили контактировать с теми, кто конструировал этот реактор и кто руководил этим направлением «.

Таким образом, киевские политики «подложили мину под свою страну», поскольку теперь украинские атомщики будут принимать решения по проблемам, которых не знают. «Это приведет к тому, что постепенно уровень безопасности украинских АЭС действительно начнет снижаться», — резюмировал Александр Уваров.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Порошенко как Сталин: на Украине появятся военные суды
Британский министр узрел угрозу России "тысячам жизней" и потребовал денег
В ДНР развернулась борьба за власть. СБУ не дремлет
Китайская пресса раскритиковала Меркель за приглашение Пекина в ДРСМД
В перестрелке у границы Таджикистана с Киргизией погибли четверо солдат
Экономике США предсказывают апокалипсис
Ученые и журналисты: США заранее готовились к COVID-19
Эксперт: Эрдоган не нужен как посредник ни России, ни Украине