Верю — не верю: мы не так поняли Станиславского

Конечно, как практик и теоретик театра, Станиславский (настоящую фамилию — Алексеев, — режиссер использовать не мог, так как происходил из известного купеческого рода), прежде всего с ним и ассоциируется.

Однако сам Константин Сергеевич полагал, что его знаменитая система — прежде всего касается взаимоотношений между людьми в коллективе. Режиссер, по мнению Станиславского должен быть в первую очередь воспитателем творческого коллектива, иметь педагогические способности, уделять личное время занятиям с актерами.

Полная самоотдача руководителя коллектива, на котором лежит вся ответственность за успех или провал проекта, — таким был подход Станиславского к своей работе. Не затмевать собой актеров, а помочь им полноценно раскрыться, научить их играть единой командой, вдохновленной одной идеей — так видел Станиславский свою творческую задачу.

Он писал: «Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу».

Актеры же должны были, в свою очередь, воспитывать публику, а не просто развлекать ее. Станиславский искренне считал театр одним из важнейших явлений современности:

«Обладая большой силой духовного воздействия на толпу, театр получает крупное общественное значение, если с его подмостков проповедуют возвышенные мысли и благородные чувства. Он может с той же силой принести большой вред обществу, если с его подмостков будут показывать толпе пошлость, ложь и предрассудок».

При таком подходе и при известной строгости по отношению к актерам, неудивительно, что Станиславского считали человеком с тяжелым, неровным характером.

Возможно, Станиславскому с его подходом к делу и не удалось бы достичь таких высот, но у него был хороший старт — положение семьи и внимание отца (состоятельного купца, бывшего в роду с известными меценатами Третьяковым и Мамонтовым), позволило ему полностью отдаться любимому делу в своем собственном театре.

Несмотря на тяжелый характер, актеры Станиславского любили. Каждый участник труппы понимал, что именно от него хочет режиссер, зачем и почему. И так же любой член актерского состава мог сразу же оценить результат своих усилий.

Правда, характер режиссера иной раз все-таки доводил до крайностей. В 1898 году совместно с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко Станиславский основал Московский художественный театр. Оба талантливых, без меры преданных делу режиссера долгое время вели свой театр вместе, создав новое поколение актеров и полностью обновив саму суть театрального искусства.

Но, увы, в последние годы жизни, между старыми друзьями пробежала черная кошка. Два рассорившихся режиссера не разговаривали друг с другом. Актеры, которые любили и уважали обоих, предприняли попытку помирить враждующих на одном из спектаклей.

Получилось же все очень похоже на сюжетгоголевской повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». После окончания представления, под аплодисменты публики обоих режиссеров вызвали на сцену. По замыслу актеров, Станиславский вышел из одной кулисы, Немирович-Данченко — из другой. Режиссеры двинулись навстречу друг другу, с тем, чтобы встретиться на сцене и пожать друг другу руки.

Зал затаил дыхание и готовил овацию. Однако Станиславский, который был высокого роста, дошагал до середины быстрее, чем маленький Немирович-Данченко. Тогда Владимир Иванович заторопился, споткнулся и упал на колени — прямо в ноги своему другу-противнику. «Ну так-то уж зачем?» — добродушно произнес Станиславский. Так неудачно закончилась попытка примирить двух величайших деятелей театрального искусства.

Читайте самое интересное в рубрике «Культура»

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Раскрыта тайна пьесы, автором которой считали Шекспира
Звон и смех Витебска, или Мои васильки
Новый Гамлет в исполнении Камбербэтча
В Москву возвращается легендарный мюзикл Максима Дунаевского "Алые паруса"
Суд Амстердама вернется к вопросу о судьбе скифского золота
Железный человек: любопытные факты о костюме Тони Старка
Выставка во Внукове продлена до 12 августа
В России покажут сериал с Кикабидзе, который не бывает в РФ "из-за гордости"