В России запретили лед

Перемены произошли после того, как сводки о ежегодном количестве пострадавших из-за скользких дорог и тротуаров попали на стол к президенту РФ Владимиру Путину. Глава государства оценил масштаб бедствия и потребовал от профильных ведомств и министерств срочно решить проблему.

По статистике ГИБДД, в среднем за зимний сезон в России порядка 50 тысяч человек получают травмы на автомобильных дорогах и около нескольких десятков тысяч человек — на скользких тротуарах. Среди этих инцидентов зарегистрированы и летальные исходы.

Цифры по последнему показателю нельзя назвать точными и реальная картина, скорее всего, еще хуже. Оценить ситуацию в полной мере не представляется возможным, так как в стране фактически не ведется учет на государственном уровне пострадавших пешеходов.

И сейчас существуют указания о том, что на автомобильных дорогах не допускается наличие наледи или снежных накатов. Но это в теории, а на практике многие трассы зимой изрезаны колеями или покрыты коркой.

Происходит это из-за того, что дорожники пользуются неэффективными материалами и устаревшими технологиями: посыпают песком, солью или смесями на основе этих материалов, а затем оставляют все это лежать в нетронутом виде.

Как поясняют эксперты Ассоциации зимнего содержания дорог (Росзимдор), подобная технология в лучшем случае не может спасти от льда, в худшем — наоборот, провоцирует возникновение опасности, так как соль при температуре в районе -12 C теряет свои плавящие свойства, а добавление ее к песку в небольших количествах, наоборот, приводит к повторному обледенению поверхности.

Интенсивный транспортный поток при таких условиях создает колею, а это приводит к росту аварийности. Кроме того, использование солей не может пройти без влияния на экологию. Например, хлористые натрий, кальций или магний являются агрессивными веществами к почвам, металлу и обуви. При этом в российских городах зачастую используют данные вещества в однокомпонетном виде, без специальных добавок, которые нивелируют негативное влияние.

Именно из-за таких однокомпонентных противогололедных материалов гибнут деревья, зелень, страдают животные, а у людей портится обувь, ржавеют машины, приходят в негодность элементы инфраструктуры.

Распространенная практика использования некачественных ПГМ на основе соли часто становится причиной перехода на методы борьбы со льдом с помощью песка. Так случилось, например, в Санкт-Петербурге, где два года назад власти решили перейти на «бессолевую диету».

Первая же зима без соли дала свои результаты: почти на 30% увеличилась аварийность и травматизм, выросли общие расходы на коммунальное хозяйство. Ведь песок нужно сначала закупить, затем рассыпать, а после — вывезти и смыть его с улиц города после наступления тепла. Таким образом, цена борьбы с последствиями холодов выросла для жителей Северной столицы в разы.

Питерские медики в свою очередь заявили о том, что песок, который весной в остаточном виде поднимался в воздух вместе с остатками дорожного смета, аллергичен и способен провоцировать болезни дыхательных путей, нервной и эндокринной системы из-за опасных тяжелых металлов на частичках взвеси.

По мнению представителей Росзимдора, выходом из ситуации может стать использование многокомпонентных противогололедных материалов, в которых соединены несколько видов солей и используются различные добавки, уменьшающие негативное воздействие на окружающую среду. К примеру, в качестве фрикционного материала в такие ПГМ сейчас кладут не песок, а мраморную крошку, которая не забивает ливневки и даже может быть полезна для деревьев и зелени, так как является природным удобрением.

Такие материалы давно используют на Западе. В России также есть производители зарубежных аналогов. Одно из крупнейших предприятий подобного профиля — Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ), расположенный в Пермском крае в городе Краснокамске.

Завод был основан бизнесменом Рустамом Гильфановым 10 лет назад и сейчас имеет довольно широкую географию распространения своей продукции. В пресс-службе УЗПМ рассказали, что предприятие выпускает порядка 600 тысяч тонн в год и поставляет свои ПГМ в более, чем 50 регионов страны.

— В этом году в производство запущены инновационные для России материалы, которые не содержат хлоридов. Все вещества полностью разлагаются после использования, при этом работают при отрицательных температурах до -30 градусов, — рассказали на заводе.

В УЗПМ подчеркивают, что единственная реальная возможность борьбы со льдом и выполнение требований нового национального стандарта — использование современных антигололедных средств. И уточняют, что в случае применения их в соответствии с инструкцией, негативного воздействия на окружающую среду и имущество граждан не будет.

Однако уповать только на противогололедные материалы не стоит. Это лишь один из инструментов для дорожных служб. Немаловажны вопросы модернизации парка дорожной техники, обеспечение специализированных служб метеопрогнозированием и персоналом. Об этом надо думать уже сейчас, чтобы следующая зима и новый ГОСТ не застали коммунальщиков врасплох. 

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Россиян призвали не складывать новые купюры на сувениры
"Нашествие-2018": с танками, скандалом и без пацифистов
Крупнейший троллейбусный завод распрощался с половиной работников
Минобороны назвало диверсией пожар и детонацию боеприпасов на складе в Крыму
В Татарстане предложили отозвать проект о названии должности главы республики
20-летний призывник ранил себя на глазах у матери в российском военкомате
Около 300 жителей села под Курском остались без воды после обстрела
В Госдуме назвали проблему идеи о снижении возраста досрочного выхода на пенсию