Ужасный Сфинкс превратится в гламурного?

У каждой цивилизации есть образы, ставшие ее символами, неотъемлемыми от самой сути истории и культуры народа. Для Египта одним из таких бессмертных образов стал сфинкс — легендарное существо, в облике которого царь отождествлялся с богом Хором — прародителем царственности и одновременно зорким стражем, оберегающим храмы многочисленных богов долины Нила — своих предков.

Наиболее торжественно эта идея воплощена в Великом сфинксе Гизы, самом знаменитом и грандиозном из своих «собратьев».

Живущие здесь арабы называют его Абуль-холь, т.е. «ужасный». Между его лап, сооруженных из блоков камня, находится небольшое святилище, раскопанное в 1817 году Джованни Кавильей.

Там Кавилья нашел фрагменты бороды сфинкса, части которой находятся сегодня в Каирском и Британском музеях, змеиную голову урея, венчавшего некогда лоб гиганта, знаменитую «Стелу сна», рассказывающую о том, как сфинкс привиделся во сне царевичу, будущему Тутмосу IV, и, наконец, рельефные изображения Рамсеса II, почитающего сфинкса как Хоремахета на стенах святилища.

На алтаре у ворот святилища тогда все еще лежал пепел от последнего жертвоприношения, совершенного в честь сфинкса в римское время.

Полностью тело статуи, величайшей из всех, что были когда-либо сотворены человеком, было очищено лишь в 1926 году работниками Службы древности Египта под руководством Эмиля Барэза; археолог спешно и, увы, очень грубо законсервировал памятник, который с тех пор неоднократно реставрировался, сообщается на сайте Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ».

Почитание сфинкса продолжалось на протяжении тысячелетий; святилище, расположенное меж его лап, тексты Нового царства называют Сетепет — «Избранное».

Еще с эпохи Тутмоса IV оно было посвящено сфинксу как земному воплощению бога Хоремахета — «Хора в горизонте», который наряду с Осирисом Гизы и Исидой, «владычицей Гизы», входил в триаду божеств-хранителей некрополя и одновременно предков царя. Перед сфинксом, поверх разрушенного древнего солнечного храма, посвященного гиганту, фараоны Нового царства возвели помост, от которого к святилищу сфинкса вела лестница.

В первый год царствования фараоны совершали паломничество к гиганту из прошлого их страны, принося жертвы на алтарь меж его лап, воскуряя благовония и получая от него взамен благословение на царство. Сфинкс был для них не просто символом Солнца или древнейшим воплощением Хора, предвечного бога-царя, от которого они вели свой род, но и культовым образом, дарующим легитимную власть от предков.

Он почитался и как образ многотысячелетней истории страны, образ Прошлого, которое, вновь и вновь воплощаясь в каждом новом царствующем фараоне, делало настоящее элементом вечности, превозмогая неизбежный и неумолимый ход времени.

Стены внутреннего святилища сфинкса при Рамсесе II были отделаны двумя прекрасными рельефами, изображающими фараона, почитающим бога Хоремхета. Бог представлен на них как сфинкс, лежащий на постаменте в виде фасада дворца, благодаря которому его лик и лицо царя, подносящего божеству ритуальную курильницу а-сетеш, букеты лотосов — цветов возрождения — и сосуд для возлияний оказываются на одном уровне.

На голове сфинкса — царский платок немес, на его подбородке — длинная ритуальная бородка хебесут, та самая, части которой нашел Кавилья. Стелы помогают представить, как выглядел сфинкс в древности; не стоит забывать и то, что его поверхность была полностью расписана.

За фигурами Рамсеса II на обоих изображениях присутствует штандарт — символ царского Ка, или божественной силы, дарованной всему египетскому народу и представленной в виде «двойника» царя.

В тексте стел сфинкс предстает в качестве отца фараона, дарующего своему сыну жизнь, стабильность, власть, здоровье, ликование сердца и царствование, подобное эпохе правления самого Ра. Обе стены святилища, сильно поврежденные, были вывезены позже во Францию и хранятся в собрании Лувра. Между лап сфинкса остался лишь фундамент южной стены.

Имя Рамсеса II было связано с Гизой и тем, что отсюда, из расположенного к северу от сфинкса храма Хоремахета, происходит замечательная статуя Рамсеса II, изображенного в виде солнечного младенца под защитой гигантского сокола Хорона, позже вывезенная для украшения новой столицы в Танис, где ее и нашел Пьер Монтэ.

В облике Хорона — солнечного сокола, парящего над просторами Гизы, почитали египетского Хоремахета азиаты, многочисленные колонии которых при XIX династии обитали поблизости от Великого сфинкса.

Для них он олицетворял бога загробного мира. Хранящий тела предков в подземельях пирамид, Хоремахет-Хорон изображен как могущественный защитник солнечного младенца Рамсеса, обеспечивающий его права на престол Египта, иными словами, связывающий воедино прошлое, настоящее и будущее через новую ипостась божественного царя.

В эпоху правления XXVI династии, когда вновь возрос интерес царей к прошлому своей страны, Гиза и ее символ-сфинкс — шесеп анх Атум — «Живой образ Атума» — в последний раз были одной из важнейших частей национальной идеи, которая должна была помочь самоидентификации египтян в меняющемся многонациональном мире через глубокое постижение их собственного прошлого.

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости: