Опознан по талону: тайны смерти Гагарина

О катастрофе сообщили только через два дня, а о ее причинах спорят до сих пор. Смерть Гагарина стала одной из загадок отечественной истории, которую так любят разгадывать конспирологи. В СССР он был легендой, а это по умолчанию означало гриф «Секретно» на всех подробностях его жизни и тем более профессиональной деятельности. Но даже после рассекречивания архивных документов история остается полной тайн. Но кое-что мы всё же знаем. Вот несколько вопросов о гибели космонавта №1 — и на некоторые из них есть ответы.

Зачем космонавту было пилотировать истребитель?

После исторического полета в космос Юрия Гагарина сделали публичной фигурой международного масштаба, он ездил за границу, встречался с людьми, представлял советскую космонавтику на мировой арене, был «лицом» Союза для иностранцев — улыбался, пожимал руки, фотографировался. Как потом напишут в газетах, «со временем его стали тяготить объемы общественных нагрузок», он рвался в небо, хотел летать, а не идти на повышение, которое ему настойчиво предлагали.

Власти страны не хотели, чтобы «лицо» Союза подвергалось смертельной опасности. Но на сторону Гагарина встал генерал Николай Каманин — помощник Главнокомандующего ВВС по космосу. Он констатировал, что офицеры, входящие в отряд космонавтов, теряют навыки пилотов из-за нехватки летной практики.

Конечно, существовала летная эскадрилья под командованием Серегина, но этого было недостаточно — и в 1967 году на ее базе создали отдельный испытательный тренировочный полк. Там космонавты должны были отрабатывать все — простой и сложный пилотаж, прыжки с парашютом, задания в условиях невесомости и другие навыки.

Гагарин восстанавливал летные навыки на уже упомянутом УТИ МиГ-15. К концу марта 1968 года он практически завершил программу полетов в «спарке» с инструктором и готовился к одиночному пилотированию. Ровно 50 лет назад, 27 марта, он рассчитывал совершить первый самостоятельный полет, но Каманин поручил Серегину «лично проверить организацию выпуска в полет Гагарина, проанализировать и доложить». Генерал хотел, выслушав доклад командира тренировочного полка, дать добро на одиночный полет космонавта, но внезапно навалившиеся служебные дела не позволили ему это сделать. В результате Серегин полетел с учеником и вместе с ним же погиб.

Читайте также:  Опубликовано обращение советского генерала к занявшим Молдавию фашистам

Что случилось с самолетом Гагарина?

Фото по теме

10 Фото

Юрий Гагарин — человек крылатой судьбы

Была проведена масса экспертиз, по итогам которых выработалась основная версия: на пути МиГа внезапно оказался метеорологический зонд в форме шара. Чтобы уклониться от него, пилоты предприняли резкий маневр, из-за которого самолет попал в закритический режим, вошел в штопор, сделав несколько витков, рухнул на землю.

Эксперты из числа опытных летчиков-испытателей считают, что после маневра Гагарин и Серегин испытывали десятикратные перегрузки, но не оставляли попыток вывести самолет из штопора. Увы, им не удалось это сделать — не хватило высоты.

Другую версию выдвинул первый космонавт, совершивший выход в открытый космос, — Алексей Леонов. Пять лет назад он изложил ее журналистам, заявив, что УТИ Гагарина мог столкнуться с Су-15, который в тот день как раз в том же районе испытывал институт министерства авиационной промышленности (ЛИИ им. Громова).

Предполагалось, что высоты полета разграничены: Су-15 проходит над 10-тысячной отметкой, а тренировочные самолеты — ниже. Но, как утверждает Леонов, испытываемый самолет нарушил полетный режим и спустился под облака, до 450 метров над землей (его даже видели жители деревень), а потом включил форсаж и унесся обратно в свой эшелон.

«В облаках он прошел рядом с Юрием Гагариным, который находился на высоте 4,2 тысячи метров. Су-15 шел на скорости сверхзвука и возмущенным потоком вогнал самолет Гагарина в глубокую спираль. В итоге самолет Гагарина прошел расстояние с 4,2 тысячи м до момента столкновения с землей за 55 секунд», — рассказывал космонавт.

Читайте также:  Наказание за самодельные бомбы намерены ужесточить

Его версию опроверг член комиссии по расследованию той катастрофы, один из старейших специалистов ЛИИ им. Громова Арсений Миронов. По его словам, 27 марта испытывались два Су-15, но первый приземлился, когда Гагарин только набирал высоту, а второй поднялся в воздух уже после того, как связь с УТИ была потеряна.

Впрочем, версию с метеозондом Миронов тоже считает несостоятельной — просто, по его словам, она оказалась наиболее удобной для всех. Он предположил, что причиной трагедии могла стать недостаточная координация между «космическим» тренировочным полком и аэродромом Чкаловский, откуда тоже взлетали УТИ. С одним из них и мог столкнуться самолет Гагарина, подытожил эксперт.

Еще одну версию выдвинул дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов. 27 марта 1968 года он вместе с Гагариным проходил предполетный медосмотр на аэродроме и тоже поднимался в воздух — но на другом самолете.

Аксенов считает, что Гагарин и Серегин попытались поскорее завершить задание и освободить самолет (в очереди на полет в тот же день был еще космонавт Евгений Хрунов), поэтому пошли на маневр с переворотом, но на выходе из пикирования — «на большой скорости в режиме интенсивного снижения» — попали в сплошную облачность.

Почему это произошло — отдельный вопрос, на который у Аксенова несколько вариантов ответа: летчики могли на пару секунд запоздать с выходом из пикирования или недооценить метеобстановку, а сам слой облаков за время полета деформировался, и верхняя его кромка оказалась на высоте порядка 4 км, а нижняя — всего за 600 метров от земли. При прохождении сплошной облачности в пикировании Гагарин и Серегин не могли в полной мере управлять самолетом, а после выхода из облаков у них не осталось высоты на исправление ситуации, подытожил эксперт в своей книге «Дорогами испытаний».

Читайте также:  Минздрав пообещал бороться с "антивакцинальным лобби"

Почему многие верят, что Гагарин не погиб?

В момент столкновения с землей тренировочный самолет, в котором находились Гагарин и Серегин, двигался со скоростью 700-800 км/час. Двигатель и кабина пилотов ушли в землю на 6-7 метров. Остальное разлетелось буквально в клочья и лежало на площади 100х200 метров, многие обрывки и обломки зацепились за ветви деревьев у самых верхушек.

Останков погибших как таковых не обнаружили, лишь мельчайшие фрагменты. Генерал Каманин записал в дневнике, что Серегина объявили погибшим, обнаружив фрагмент верхней челюсти с золотым и стальным зубами. На следующий день, 28 марта, в ветвях березы на высоте 10-12 метров нашелся обрывок ткани с карманом, где лежал талон на завтрак на имя Гагарина. Это сочли достаточным доказательством того, что космонавт погиб.

Все найденные на месте крушения фрагменты, предположительно являвшиеся останками пилотов, собрали и кремировали. В СССР был объявлен всесоюзный траур — кстати, впервые это было сделано не в связи с кончиной кого-то из генсеков ЦК КПСС.

Что думают конспирологи о смерти Гагарина?

Вокруг гибели космонавта №1 существует множество конспирологических теорий — начиная с того, что авиакатастрофа была инсценирована властями, недовольными уходом Гагарина от выполнения «общественных обязанностей», до историй о фальсификации аварии (на самом деле самолет якобы не разбивался, а Гагарина поместили в закрытую психиатрическую клинику ввиду «неблагонадежности» — чтобы не сбежал за рубеж).

И, конечно, есть оптимисты, которые верят в то, что где-то на Земле по-прежнему живут Элвис Пресли, Мэрилин Монро и Юрий Гагарин, инсценировавшие свою смерть, чтобы сбежать от надоевшей славы.

«Неизвестный Гагарин», 1-я серия

Поделиться:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписаться

Темы

СССР

летчик

Россия

космос

самолет

авиация

Подмосковье

юрий гагарин

космонавтика

Советский союз

авиакатастрофа

Московская область

Новости партнеров

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *