Научит ли школа семье?

Читайте начало беседы: Наши школы превратились в супермаркеты

— С этого года в рекомендательном факультативном порядке вводится предмет «Основы семьеведения». Министерство образования в целом уже одобрило концепцию этого курса. Реакция в обществе далеко неоднозначная, хотя в некоторых школах и раньше уже шли пробные уроки. На ваш взгляд, нужны ли детям такие уроки семейного благополучия?

— Конечно, никому не помешает знать, как построить семью, как правильно вести домашнее хозяйство, как распределять семейный бюджет. Такие хотя бы общие знания не помешают ни одному ребенку и даже взрослому. Взрослые люди тоже очень часто не знают основ финансовой грамотности, отсюда все эти кредиты в микрокредитных организациях по 720 процентов годовых, бывают и такие случаи. Поэтому рассказывать об этом детям можно и нужно.

Но нужна очень широкая общественная дискуссия по этому вопросу. То, в какой форме это преподается, имеет глобальное значение. Огромное количество родителей против того, чтобы это все преподавалось на основе религиозного воспитания, потому что Россия — многоконфессиональная, многонациональная страна и все-таки светская.

У нас и по Конституции государство и религия разделены. Поэтому если основа семьеведения будет преподаваться в светском формате без навязывания каких-то религиозных норм и национальных традиций, тогда это нормально. А просвещать в этом плане, конечно, нужно. Сама семья сегодня, к сожалению, нуждается в поддержке и в защите.

Читайте также:  Спикер Совфеда предложила привлекать заключенных для выполнения госзаказов

Если мать-одиночка воспитывает ребенка, то у него формируется своеобразное понятие о семье. Понятно, что ребенок знает, что должен быть папа. Но говорить ему о том, что семья с одним родителем неполноценная или какая-то не такая, — это тоже дискриминация. Мы получаем огромное количество писем и обращений по этому поводу.

Как объяснить, что есть норма, но при этом не ущемлять достоинство и интересы тех, у кого нет этой нормы, — огромный вопрос. И здесь, как ни в каком другом предмете, важна личность преподавателя, его собственный пример.

Если преподаватель вызывает доверие, уважение, если это харизматичный человек, который и сам успешен в семейной жизни, является хорошим родителем, рассказывает об этом детям, то дети, конечно, верят ему, потому что он своим примером подтвердил, что он благополучен в семейном плане.

Если же женщина лет сорока, которая по каким-то причинам не смогла выйти замуж либо у нее нет детей, будет рассказывать о том, что дети — это смысл жизни, то в этом есть какое-то противоречие и какой-то изначальный обман.

Поэтому я очень осторожно отношусь к этим нововведениям и уверена, что дети, как губка, впитывают то, что происходит вокруг них, а ориентиром, примером для них, даже если этот пример отрицательный, является своя собственная семья. Школа может показать, что у нас есть, допустим, психология межличностных отношений, необязательно межполовых, а самых разных отношений между людьми.

Читайте также:  В Совбезе назвали закон о суверенном Интернете вынужденной мерой

Будет хорошо, если все это вводится в такой курс. Я бы даже не создавала отдельный, называя его семьеведением, а, например, отдельно сделала факультатив по межличностному общению, отдельно — факультатив по финансовой грамотности, отдельно — факультатив по профориентированию.

Все это нужно в жизни, но чтобы это было реально полезно педагогами должны быть люди, которые действительно понимают, о чем они говорят и успешны в той сфере, которую преподают. И тогда личность ребенка была бы разносторонне и гармонично развита. Такой человек способен выстроить отношения, в том числе с противоположным полом, и создать нормальную семью.

А рассказывать о том, что, знаете, так вот нормально, а так ненормально, чтобы ребенок почувствовал себя ущербным, потому что у него семья бедная, один родитель или вообще опекун, и получается, что происходит что-то страшное, наверное, не совсем правильно. Здесь очень легко навредить. А такие дисциплины должны вводиться именно по принципу «не навреди».

— Личность учителя, несомненно, играет очень важную роль в процессе образования. Но достаточно ли настоящих профессионалов? И хватает ли их вообще? Идут ли сейчас молодые учителя на работу в школу после педагогических вузов?

— Да, проблема в этом есть, и очень серьезная. Минобр бьет тревогу сейчас: на начало учебного года достаточно жесткий дефицит учителей. Я уже несколько лет назад говорила, что так и будет. Это было уже понятно, потому что мы работаем с цифрами и фактами. И, в принципе, вполне очевидно, что так и должно было случиться.

Читайте также:  В России представили проект нового СанПиНа

Для меня даже достаточно странно, что только сейчас об этом все заговорили. Здесь все черным по белому: профессия учителя уже давно перестала быть престижной. Поэтому в педагогические вузы, к сожалению, молодежь идет не по призванию, а по остаточному принципу. Те, кто не набрал баллов для поступления на более престижные факультеты, идут в педагоги.

Это совсем не те люди, которые изначально хотели работать с детьми, а те, кто изначально поставил для себя задачу получить высшее образование. И ожидать от этих людей, которые отучились ради корочки, что они пойдут в школу к детям, было бы наивно.

Фото: Fotodom.ru/Коммерсантъ

Продолжение следует…

Беседовала Лада Коротун

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Читайте также:

Учитель — это круто: В старейшем российском педвузе…

Взяв учеников в семьи, учителя спасли школу

Сельские учителя, чтобы спасти школу, усыновляют детей

Специалист: Школа калечит наших детей

Половое воспитание. Тайна должна остаться

Соцсети: врачи призвали офисных работников ежедневно мяукать

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *