Канал «Стамбул»: ждать ли России авианосцы США в Чёрном море

Зачем Эрдогану «Стамбул»

Черноморские проливы действительно сталкиваются с той же проблемой, что и, например, Панамский или Суэцкий каналы. Может быть, не в такой степени, но их пропускная способность постоянно снижается. По крайней мере, так утверждают власти Турции.

Президент Турции и его сторонники ратуют за строительство канала уже несколько лет. Они уверяют, что строительство канала (длиной 45 километров и шириной 25 метров) обеспечит ежегодный доход в размере пяти миллиардов долларов. То есть канал еще и относительно быстро окупится. Хотя не совсем ясно, во сколько обойдется строительство. Звучали суммы от 10 миллиардов до «нескольких десятков» миллиардов долларов.

Но у этого проекта есть и противники. Среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, а также активисты-экологи. Они утверждают, что строительство канала может нарушить экологический баланс. В частности, уничтожить источники питьевой воды, которой снабжается Стамбул.

Еще одна проблема. Или нет?

Есть и еще один аспект. На него обратили внимание журналисты издания Cumhuriyet. По их мнению, канал «Стамбул» может открыть путь в Черное море кораблям стран НАТО. Ну то есть он и сейчас открыт через Босфор и Дарданеллы. Но согласно конвенции Монтрё 1936 года, пребывание в Черном море военных кораблей нерегиональных государств ограниченно по тоннажу (до 45 тысяч тонн в совокупности) и сроку пребывания (не более трех недель).

А вот что говорил Эрдоган по этому вопросу:

«Мы рассматриваем канал «Стамбул» в качестве альтернативы Босфору. Это не имеет никакого отношения к Конвенции Монтрё. Канал будет функционировать как чисто турецкий пролив».

Можно ли утверждать в связи с этим, что наконец сбудется мечта украинских блогеров и американские авианосцы приплывут в Черное море на помощь Украине? Про такое действительно писали в 2014 году. Едва ли всерьез, но информационная война требовала подпитки.

Что по поводу канала думают в России

Точку зрения России насчет строительства канала в декабре прошлого года выразил посол РФ в Турции Алексей Ерхов.

«Наличие или отсутствие дополнительной водной артерии не меняет международно-правового режима, установленного конвенцией (Монтрё). Одновременно необходимо понимать, что реализация такого масштабного проекта, когда и если до этого дойдет, потребует значительного количества финансовых средств и времени», — сказал дипломат РИА «Новости».

О том, что со строительством канала для России ничего не изменится, «Правде.Ру» сказал и доктор юридических наук Дмитрий Лабин.

«Конвенция Монтрё регулирует проход через Босфор и Дарданеллы. Но это не всё. Она еще и предусматривает определенный режим пребывания иностранных военных судов именно в Чёрном море. По искусственному каналу они могут проходить. Но одновременно в Чёрном море может присутствовать только определенное количество военных судов. И в конвенции период времени устанавливается, в течение которого они могут пребывать», — подчеркнул эксперт.

То есть в самом канале может находиться любое количество военных кораблей, но не в Чёрном море. Резонно предположить, что едва ли власти Турции ставят своей целью построить канал для стоянки кораблей НАТО. Иначе откуда возьмутся уже подсчитанные пять миллиардов долларов ежегодной прибыли? Так что с американскими авианосцами опять придется обождать.

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписаться

Обсудить

Темы

босфор

стамбул

эрдоган

конвенция монтрё

Новости партнеров

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Кому нужны российские жертвы Дейр-Эль-Зора
Глава НАТО: "армия демократии" готова к броску на Москву
Почему весь мир не введет санкции за казнь Хашогги
На границе с Литвой задержали россиянина с сигаретами на 2 млн евро
Депутат Бундестага не исключил возможность введения санкций против США
Совбез ООН обвинил США в преступлении против иранских лидеров
Пора демонтировать газопровод на Украину
Болсонару рассказал об отношениях с РФ и посетовал, что его не зовут в США