Академик РАН Виктор Васильев — покровитель фальсификаторов?

Деятелей из «Диссернета» некоторые считали героями, ведь они преподносили себя борцами за справедливость. Где-то пусть наивно, но казалось, что люди борются за чистоту науки искренне. Только вдруг стало ясно, что ни наивности, ни искренности, ни чистоты, ни благих целей тут нет и близко. То ли ловкие люди из «Диссернета» просто злятся, что деньги за поддельные научные работы идут «мимо их кассы», то ли просто злобствуют от собственной научной бесполезности. Сорвал маску с этой публики проректор Московского государственного института культуры Сергей Ипполитов.

Как пояснил Сергей Сергеевич, ученые прекрасно понимают, что плагиат — это зло, за которое необходимо наказывать, но важно подходить ко всему добросовестно. В стране каждый год защищаются десять тысяч диссертаций, не говоря уже о том, что каждый месяц в специализированных изданиях публикуются тысячи научных работ. Ни Высшая аттестационная комиссия, ни редакции научных журналов раньше не имели инструментов для борьбы с плагиатом. Ни информационной базы, ни специальных компьютерных программ. Эта ситуация дала повод «Диссернету» для шельмования российской науки под маской «борьбы с подлогом». В ход пошли и необоснованные упреки, и обвинения во «множественных публикациях», в заинтересованности и ангажированности диссертационных советов.

Недавно активисты «Диссернета» Андрей Заякин, Михаил Гельфанд и Андрей Ростовцев неожиданно стали членами Комиссии по противодействию фальсификации научных исследований РАН. Как, почему — никто не понял, но по сути, в РАН дали им возможность кошмарить выдающихся ученых на самом высоком уровне. Теперь «судьи», главные лица этой трагикомедии сами оказались повинны в тех же грехах, в которых обвиняли других.

Например, кандидат наук Андрей Заякин дважды опубликовал один и тот же текст научной статьи в журналах («Диссернет» называет подобное «множественными публикациями»). Накручивал себе индекс цитирования. А в докторской диссертации Андрея Ростовцева, которую он защищал в 1997 году, не фигурировали «соавторы», хотя их было около пятисот. При этом ни одну авторскую публикацию Ростовцев к защите так и не представил. Другими словами, Ростовцев использовал в своей работе труды полтысячи различных ученых, не назвав ни одного из них. А это — плагиат.

Теперь председатель Комиссии РАН, академик Виктор Васильев пытается выгородить Ростовцева. Якобы, диссертационный совет принял работу и на защите слышал от Ростовцева, в чем состоит ее уникальность, не оставившая ни одного следа на бумаге. Таким образом, Васильев, можно сказать, одним росчерком пера отправил в мусорную корзину требования ВАК, за которыми так ревностно следит «Диссернет».

В не менее неприятной ситуации оказался и основатель «Диссернета» Михаил Гельфанд. В 2015 году в МГУ под его руководством прошла защита одной диссертации, где, как напомнил Сергей Ипполитов, все участники процесса — научный руководитель, претендент на степень и его оппоненты были сотрудниками МГУ, что противоречит «Положению о порядке присуждения ученых степеней», в котором говорится, что оппонентами не могут быть люди, работающие в той же организации, где и соискатель степени.

На традиционный для «Диссернета» в подобных ситуациях вопрос о «договорной защите» академик Васильев предложил Ипполитову обратиться в ВАК. В случае с Гельфандом это, якобы, не относится к нарушениям научной этики.

Получается, когда Гельфанд и компания критикуют ВАК — это одно, но когда критика находит их самих, тут же прячутся за его спину.

Примечательно, что истории с Гельфандом и прочими активистами «Диссернета» предшествовало разоблачение самого Васильева, когда при проверке его работ в одной из программ антиплагиата выявились серьезные заимствования. Но тогда это была шутка, которая свидетельствовала о несовершенстве методик. Теперь же представленные Ипполитовым явные доказательства вины самозванных борцов с фальсификациями открыли научному сообществу глаза: «А судьи кто?»

Сергей Ипполитов напомнил, что, конечно, необходимо совершенствовать государственные информационные системы, и тогда ВАК с легкостью справится с плагиатом. Реформы, способствующие большей прозрачности оценки научных работ, необходимы, но проводить их должны люди с безупречной научной репутацией, а никак не те, чьи следы в науке оказываются порочными, считает проректор МГИК Сергей Ипполитов.

Подпишитесь на нашу рассылку

Подписаться

Обсудить

Темы

вак

ран

плагиат

диссернет

диссертация

сергей ипполитов

виктор анатольевич васильев

Новости партнеров

Актуальная аналитика

Общество

Академик РАН Виктор Васильев — покровитель фальсификаторов?

Политика. Новости и аналитика

Атака на 75-летие Победы будет «беспрецедентно грязной»

Здоровье и профилактика

Пять привычек, которые вредят здоровью суставов

Поделись с друзьями, расскажи знакомым:
Похожие новости:
Соратник Ельцина: после развала СССР у России появилось будущее
Трехлетняя россиянка едва не умерла на операции из-за нерешительности врачей
Риски прихода пожаров в Подмосковье оценили
Кремль отреагировал на заявления НАТО о наращивании присутствия в Арктике
Названы способы сэкономить на ЖКХ
В МИД России рассказали об угрозах из-за поставок Украине ПЗРК
Захарова ответила на призыв Вайкуле сносить памятники советским солдатам
Минобороны рассказало об уничтоженной западной технике на донецком направлении